Основан в 1993 году
Поиск по сайту
Это - бегущая строка. Здесь иногда бывает написано что-нибудь важное.
Меню сайта
НАШИ КОНТАКТЫ

Некоммерческое общеобразовательное частное учреждение "Рязанский Свободный лицей"

Адрес: г. Рязань, проезд Гоголя, дом 5

Телефоны: 25-94-12 директор,

25-94-74 учебная часть,

92-87-88 канцелярия

E-mail: svobodny.lits@yandex.ru

Как к нам добраться: на общественном транспорте до ост. "ул. Островского", "Трамвайное депо", "Кардиологический диспансер"

НАШИ ПАРТНЕРЫ
КАЛЕНДАРЬ
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Форма входа
ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ

КАЛЕНДАРЬ
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31



КОНЦЕПЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
в НОЧУ «РЯЗАНСКИЙ СВОБОДНЫЙ ЛИЦЕЙ»

       Важнейшая задача современной школы – не только обеспечить учащимся усвоение программы среднего образования, но также помочь им сформироваться как личностям, познать ценность знания и удовольствие от его получения, создать мотивацию к стремлению занимать проактивную жизненную позицию. В известном смысле школа служит мостом между детством и взрослой самостоятельной жизнью, когда человек сам отвечает за свои выборы, решения и поступки.

        Один важных шагов, который во многом определяет содержание и ценность человеческой жизни, является выбор профессии. Мир, в котором мы живем, стремительно меняется. Меняется и рынок труда – возникают новые профессии и даже целые профессиональные сферы, а еще недавно востребованные и хорошо оплачиваемые специальности сдают позиции либо значительно меняется их функционал. Уже сегодня, получая образование, необходимо думать о том, в каких параллельных сферах могут быть применены эти знания и навыки, а также чему следует доучиться отдельно. Таким образом, задача профориентации переходит в задачу создания индивидуальной образовательной стратегии – достаточно понятной и гармоничной, отвечающей внутреннему запросу и реальным возможностям учащегося и его семьи и обязательно гибкой, с возможностью откорректировать или изменить ближайшие и отдаленные цели.

      В классической формулировке профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. Однако говорить о серьезном научном обосновании выбора сложно, поскольку релевантных методик, учитывающих весь спектр факторов, которые в конечном итоге влияют на выбор человека своего профессионального пути, не существует. Мы, педагоги, психологи, эксперты, можем дать нашим взрослеющим детям подобие «дорожной карты», показать варианты профессиональной реализации, обсудить плюсы и минусы при выборе того или иного решения, предлагать для обдумывания неочевидные возможности.

               Важно понимать, что заказчиком услуги по профориентации является не только сам учащийся, но и его семья. Поэтому по возможности необходимо привлекать к участию в программе заинтересованных родителей, поскольку, с одной стороны, они могут оказывать как позитивную и последовательную поддержку, с другой - транслировать неверные или искаженные представления о том, что является «лучшим выбором».

http://gymnasium-nv.ru/proforientac/sm_full.jpg

                Весь комплекс профориентационной работы с молодежью состоит из трех важнейших частей.

          1) Профессиональное просвещение — знакомство с актуальным состоянием рынка труда и тенденциями его развития. Очень важно не просто обозначить те или иные трудовые сферы, но и показать, какими компетенциями необходимо овладеть, чтобы быть востребованным специалистом, как выстраиваются карьерные маршруты – горизонтальные и вертикальные, где скрыты возможности для дальнейшего роста.

               2) Профессиональное консультирование — групповая и индивидуальная работа для помощи учащимся в их профессиональном самоопределении с учетом их психологических, психофизиологических и других особенностей, внутренних предпочтений, семейных установок, в том числе материального фактора, который может как ограничивать, так и расширять выбор профессии и образовательного заведения. Здесь же встает важнейшая задача – изучение образовательных возможностей как подходов к той или иной профессиональной сфере, оценка качества и доступности вузов и заведений профессионального образования, а также объема необходимых усилий для поступления в выбранный вуз или ссуз.

             3) Психологическая поддержка — комплексная работа, направленная на снижение тревожности и психологической напряженности, формирование позитивного настроя и уверенности в будущем.

               Таким образом, полноценная профориентационная работа учитывает:

1. Особенности современного рынка труда и ключевые тренды его развития в горизонте 20 лет.

2. Особенности современной системы образования – фундаментального и профессионального.

3. Баланс желаний и возможностей самого учащегося, фокусировка его настроя на полноценную социализацию.

4. Вопросы психологического характера, снятие ограничительных установок, навязанных неправильным представлением о жизни общества, экономике страны, глубокий анализ собственных предпочтений и склонностей, разработка запасных вариантов в случае возможной неудачи.

Профессиональное просвещение

1. Лекции общего характера, раскрывающие базовые понятия рынка труда и возможностей профессиональной реализации.

2. Работа в малых группах, объединенных общим запросом («Где учиться и работать гуманитарию?», «Что такое IT», «Образование и профессия – это не одно и то же», «Профессии, которые позволяют быстро начать много зарабатывать», «Ради чего поступать в Москву и Санкт-Петербург», «А еще я немножко шью: возможности подработки и самозанятость» и т.д.).

3. Профориентационные экскурсии на производства, в офисы, посещение «дней открытых дверей» в вузах и ссузах.

4. Приглашение экспертов-профессионалов, готовых дать полный отчет по «внутренней кухне» в своей профессиональной сфере.

5. Тематические классные часы.

6. Самостоятельная работа учащихся по выяснению, чем «дышит» та или иная профессия. Формат – интервью с экспертом с последующим оформлением.

 

Профессиональное консультирование

1. Обсуждение в малых группах и индивидуально вопросов практических вопросов, возникающих у учащихся. Прежде всего, выбор ЕГЭ, тактика и стратегия подготовки. Помощь в выборе предпочтительных вузов с анализом их доступности во всех смыслах.

2. Работа с неопределившимися, растерявшимися, дезориентированными в плане представлений о своем будущем учащимися.

3. Утверждение идеи о компетентностном подходе к собственному образованию – как базовому, так и профессиональному (tailor-made education). Выявление «точек роста» и возможностей для их развития.

4. При желании учащегося – направление на платное тестирование и консультацию.

 

Психологическая поддержка

1. Практический курс по самомотивации и удержанию фокуса внимания при решении важных задач «Вижу цель – не вижу препятствий».

2. Знакомство с техниками расслабления и концентрации.

3. Классные часы, посвященные рациональному режиму работы и отдыха, выявление «пожирателей времени».

4. При желании учащегося – направление на консультацию к подростковому психологу.

 

При разработке курса и для его реализации использованы следующие источники:

1. Сайт «Учеба.ру» (ИД «РДВ-медиа»)

https://www.ucheba.ru/

2. Карьерный навигатор (подкасты).

https://career-navigator.podster.fm/

 

Атлас профессий, востребованных на рынке труда Рязанской области