Некоммерческое общеобразовательное частное учреждение "Рязанский Свободный лицей"
Адрес: г. Рязань, проезд Гоголя, дом 5
Телефоны: 25-94-12 директор,
25-94-74 учебная часть,
92-87-88 канцелярия
E-mail: svobodny.lits@yandex.ru
Как к нам добраться: на общественном транспорте до ост. "ул. Островского", "Трамвайное депо", "Кардиологический диспансер"
« Февраль 2019 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 |
« Февраль 2019 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 |
КОНЦЕПЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
в НОЧУ «РЯЗАНСКИЙ СВОБОДНЫЙ ЛИЦЕЙ»
Важнейшая задача современной школы – не только обеспечить учащимся усвоение программы среднего образования, но также помочь им сформироваться как личностям, познать ценность знания и удовольствие от его получения, создать мотивацию к стремлению занимать проактивную жизненную позицию. В известном смысле школа служит мостом между детством и взрослой самостоятельной жизнью, когда человек сам отвечает за свои выборы, решения и поступки.
Один важных шагов, который во многом определяет содержание и ценность человеческой жизни, является выбор профессии. Мир, в котором мы живем, стремительно меняется. Меняется и рынок труда – возникают новые профессии и даже целые профессиональные сферы, а еще недавно востребованные и хорошо оплачиваемые специальности сдают позиции либо значительно меняется их функционал. Уже сегодня, получая образование, необходимо думать о том, в каких параллельных сферах могут быть применены эти знания и навыки, а также чему следует доучиться отдельно. Таким образом, задача профориентации переходит в задачу создания индивидуальной образовательной стратегии – достаточно понятной и гармоничной, отвечающей внутреннему запросу и реальным возможностям учащегося и его семьи и обязательно гибкой, с возможностью откорректировать или изменить ближайшие и отдаленные цели.
В классической формулировке профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. Однако говорить о серьезном научном обосновании выбора сложно, поскольку релевантных методик, учитывающих весь спектр факторов, которые в конечном итоге влияют на выбор человека своего профессионального пути, не существует. Мы, педагоги, психологи, эксперты, можем дать нашим взрослеющим детям подобие «дорожной карты», показать варианты профессиональной реализации, обсудить плюсы и минусы при выборе того или иного решения, предлагать для обдумывания неочевидные возможности.
Важно понимать, что заказчиком услуги по профориентации является не только сам учащийся, но и его семья. Поэтому по возможности необходимо привлекать к участию в программе заинтересованных родителей, поскольку, с одной стороны, они могут оказывать как позитивную и последовательную поддержку, с другой - транслировать неверные или искаженные представления о том, что является «лучшим выбором».
Весь комплекс профориентационной работы с молодежью состоит из трех важнейших частей.
1) Профессиональное просвещение — знакомство с актуальным состоянием рынка труда и тенденциями его развития. Очень важно не просто обозначить те или иные трудовые сферы, но и показать, какими компетенциями необходимо овладеть, чтобы быть востребованным специалистом, как выстраиваются карьерные маршруты – горизонтальные и вертикальные, где скрыты возможности для дальнейшего роста.
2) Профессиональное консультирование — групповая и индивидуальная работа для помощи учащимся в их профессиональном самоопределении с учетом их психологических, психофизиологических и других особенностей, внутренних предпочтений, семейных установок, в том числе материального фактора, который может как ограничивать, так и расширять выбор профессии и образовательного заведения. Здесь же встает важнейшая задача – изучение образовательных возможностей как подходов к той или иной профессиональной сфере, оценка качества и доступности вузов и заведений профессионального образования, а также объема необходимых усилий для поступления в выбранный вуз или ссуз.
3) Психологическая поддержка — комплексная работа, направленная на снижение тревожности и психологической напряженности, формирование позитивного настроя и уверенности в будущем.
Таким образом, полноценная профориентационная работа учитывает:
1. Особенности современного рынка труда и ключевые тренды его развития в горизонте 20 лет.
2. Особенности современной системы образования – фундаментального и профессионального.
3. Баланс желаний и возможностей самого учащегося, фокусировка его настроя на полноценную социализацию.
4. Вопросы психологического характера, снятие ограничительных установок, навязанных неправильным представлением о жизни общества, экономике страны, глубокий анализ собственных предпочтений и склонностей, разработка запасных вариантов в случае возможной неудачи.
Профессиональное просвещение
1. Лекции общего характера, раскрывающие базовые понятия рынка труда и возможностей профессиональной реализации.
2. Работа в малых группах, объединенных общим запросом («Где учиться и работать гуманитарию?», «Что такое IT», «Образование и профессия – это не одно и то же», «Профессии, которые позволяют быстро начать много зарабатывать», «Ради чего поступать в Москву и Санкт-Петербург», «А еще я немножко шью: возможности подработки и самозанятость» и т.д.).
3. Профориентационные экскурсии на производства, в офисы, посещение «дней открытых дверей» в вузах и ссузах.
4. Приглашение экспертов-профессионалов, готовых дать полный отчет по «внутренней кухне» в своей профессиональной сфере.
5. Тематические классные часы.
6. Самостоятельная работа учащихся по выяснению, чем «дышит» та или иная профессия. Формат – интервью с экспертом с последующим оформлением.
Профессиональное консультирование
1. Обсуждение в малых группах и индивидуально вопросов практических вопросов, возникающих у учащихся. Прежде всего, выбор ЕГЭ, тактика и стратегия подготовки. Помощь в выборе предпочтительных вузов с анализом их доступности во всех смыслах.
2. Работа с неопределившимися, растерявшимися, дезориентированными в плане представлений о своем будущем учащимися.
3. Утверждение идеи о компетентностном подходе к собственному образованию – как базовому, так и профессиональному (tailor-made education). Выявление «точек роста» и возможностей для их развития.
4. При желании учащегося – направление на платное тестирование и консультацию.
Психологическая поддержка
1. Практический курс по самомотивации и удержанию фокуса внимания при решении важных задач «Вижу цель – не вижу препятствий».
2. Знакомство с техниками расслабления и концентрации.
3. Классные часы, посвященные рациональному режиму работы и отдыха, выявление «пожирателей времени».
4. При желании учащегося – направление на консультацию к подростковому психологу.
При разработке курса и для его реализации использованы следующие источники:
1. Сайт «Учеба.ру» (ИД «РДВ-медиа»)
2. Карьерный навигатор (подкасты).
https://career-navigator.podster.fm/
Атлас профессий, востребованных на рынке труда Рязанской области